Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами природы. Она привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир, стараются потрогать руками, понюхать, рассмотреть. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения детей.
С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования детей в учреждении дошкольного образования в октябре 2021 года проводилось анкетирование родителей по теме «Воспитываем бережливых».
В анкетировании приняло участие 55 человек, что составляет 62% от числа родителей детей, принимающих участие в реализации проекта «Зелёные школы».
Получены следующие результаты:
- Интересуют ли Вас лично проблемы экологии?
Да – 47 (85%).
Нет – 1 (2%).
Иногда – 7 (13%)
- Как Вы считаете, кто должен осуществлять экологическое воспитание Вашего ребенка?
Семья – 4 (7%).
Учреждение образования – 1 (2%).
Совместно – 50 (91%).
- Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
Да – 54 (98%).
Нет – 0.
Иногда – 1 (2%).
- Соблюдаете ли Вы сами эти правила?
Да – 53 (96%).
Нет – 0.
Иногда – 2 (4%).
- Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
Да – 50 (91%).
Нет – 0.
Иногда – 5 (9%).
- Считаете ли Вы важным развить в своем ребенке такие качества, как бережливость, экономность?
Да – 53 (96%).
Нет – 0.
Иногда – 2 (4%).
- Ваше отношение к утилизации мусора?
Считаю важным – 48 (87%)
Мне безразлично – 1 (2%)
Не задумывался – 6 (11%)
- Готовы ли вы участвовать в мероприятиях, для того чтобы уменьшить количество мусора?
Да – 49 (89%).
Нет – 6 (11%).
- Готовы ли вы сортировать мусор (собирать отдельно бумагу, пластик, металл, стекло, пищевые отходы)?
Да – 47 (85%).
Нет – 0.
Затрудняюсь ответить– 8 (15%).
Результаты анкетирования показывают, что родителей интересуют проблемы экологии (85%). По мнению большинства родителей (91%) экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно осуществляться в сотрудничестве семья-учреждение. Знакомят детей с правилами поведения в природе 98% родителей. Соблюдают правила поведения в природе 96% респондентов. На вопрос «Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?» 91% родителей ответили утвердительно, 9% считают, что дети иногда проявляют заботливое отношение к животным и растениям. Развить в ребенке такие качества, как бережливость, экономность стремятся 96% родителей. Считают важным утилизировать правильно мусор 87%, не задумывались 11%, 2% родителей безразличны к данной проблеме. Участвовать в мероприятиях, для того чтобы уменьшить количество мусора готовы 89% родителей. А вот сортировать мусор (собирать отдельно бумагу, пластик, металл, стекло, пищевые отходы) готовы 85% респондентов.
Таким образом, родители осознают актуальность экологического воспитания детей, правильно понимают свою роль в этом вопросе, создают условия для воспитания экологической культуры детей.
Взаимодействие семьи и учреждения дошкольного образования является необходимым условием формирования культуры поведения и осознанного отношения детей к природе, а также овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия в решении и предупреждении экологических проблем.