Парк партизанской славы им. М.Шмырёва

Маршрут выходного дня "Парк партизанской славы им. М.Шмырёва – территория музея М.Шмырёва – Памятник Детям Войны"

Маршрут разработан

воспитателем дошкольного образования

Казаковой Валентиной Тадеушевной.

Фотографии из личного архива педагога.

Уважаемые родители!

Ежедневно по улицам идут тысячи людей, едет не меньшее количество транспорта. Улица Ленина в Витебске одна из самых оживлённых и опасных. По улице движется поток транспорта, что может вызвать непредвиденную ситуацию.  Чтобы на дороге царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил дорожного движения, внимательно смотреть на знаки. Формирование у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как педагоги, так и родители. С самых ранних лет ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.

Предлагаем вам маршрут выходного дня

Возраст детей:  4-6 лет

Участники проекта:  дети,  родители.

Схема проезда по маршруту: 1.Точка отъезда - ГУО "Ясли-сад № 6 г. Витебска» (остановка Колледж электротехники) - маршрутный такси 54-т, 104-т, 88-т,53-т, 54-т, Т-15, автобусы 12 А, 6, троллейбус 15 до остановки "Площадь Ленина".

Схема пешего маршрута

От  проспекта Черняховского - ул. Ленина – площадь Ленина (налево) - Парк Партизанской Славы им. Шмырёва (идём мимо Доски Почёта прямо).

Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.

Рекомендации для родителей и детей по правилам безопасного передвижения по дорогам города Витебска.

  1. При движении по тротуару:
  • придерживайтесь правой стороны тротуара;
  • не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
  1. Готовясь перейти дорогу:
  • остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
  • привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
  • подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
  • учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
  • не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
  • неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. 
  1. При выходе из дома:
  • сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
  • если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности. 
  1. При ожидании общественного транспорта:
  • стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине. 
  1. При переходе проезжей части:
  • переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
  • не спешите и не бегите: переходите дорогу всегда размеренным шагом;
  • не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
  • не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
  • объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома.
  1. При посадке и высадке из общественного транспорта:
  • выходите первым впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
  • подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
  • не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении;
  • особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
  • научите ребенка быть внимательным в зоне остановке, особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне. 
  1. При движении автомобиля:
  • приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сидении;
  • не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сидение не оборудовано детским креслом;
  • не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сидении: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
  • не оставляйте детей в автомобиле без присмотра.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!

Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами.

Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах! 

Предварительное чтение: С.Алексеева «Рассказы о войне», «Дети и война».

Перед тем, как отправиться к памятному месту, сообщите ребёнку, куда вы отправляетесь, расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест, можно приготовить живые цветы.

Выходя из дома, прочитайте ребёнку стихотворение Т. Шапиро «Я в солдатики играю».

Я в солдатики играю.

У меня есть пистолет.

Есть и сабля, есть и танки.

Я большой и мне 5 лет!

Я в солдатики играю.

Это детская игра.

Но я это знаю твёрдо-

Создан мир наш для Добра!

Чтоб войну не знали дети

Чтоб был мирным небосвод.

И остался чтоб игрушкой

Навсегда пехотный взвод!!!

Беседа с ребёнком о Парке Партизанской Славы.

Расскажите ребёнку, что вы идёте не в простой парк. Объясните, что этот парк назван в честь партизан Великой Отечественной Войны.

Задайте ребёнку вопросы о том, что он знает о войне, что и где о ней слышал: «Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришёл с войны?», «Как люди сохранили память о войне? (написано в книгах, фильмы о войне, песни, стихи, в городах памятники поставлены)».

И в нашем городе Витебске есть памятники воинам Великой Отечественной войны.

Вот мы и пришли в Парк Партизанской Славы.

Он расположен в центре города на берегу Двины. История его начинается с давних времён. Говорят, что сначала на месте парка находился сад, где в разные времена были ветряная мельница и хлопчаточесальная фабрика. А потом в саду построили летний театр. Там в зимнее время заливали каток, но вскоре всего этого не стало. Ещё ходит интересная история о том, что раньше по основной территории парка протекал Слизкий ручей, небольшую часть которого можно увидеть и сегодня недалеко от Западной Двины.

Вот отсюда мы будем начинать наш осмотр парка.

    Предлагаем ребёнку осмотреться, как красиво вокруг, «сфотографировать» эту великолепную природу. Напомнить правила поведения в парке.

  • Пользуйтесь существующими дорожками!
  • Не повреждайте кору деревьев!
  • Не рвите цветы и дикорастущие растения!
  • Не ловите насекомых и пресмыкающихся!
  • Не оставляйте после себя мусор!

В парке есть Сквер 70-летия образования Витебской области. Предложите ребёнку прогуляться по скверу.

Вопросы в ходе прогулки и беседа: «А ты знаешь, что такое сквер? (это такая территория, в которой есть место для отдыха, дорожки, площадки, газоны, деревья и кустарники)».

 

 

Прогуливаясь по скверу вглубь парка, приходим к памятнику «Детям Войны».

ОБЪЕКТ «ПАМЯТНИК ДЕТЯМ ВОЙНЫ»

Содержание рассказа о памятнике

Памятный знак «Детям войны» в Витебске – память о трагических страницах в истории белорусского народа.

Обломки разрушенного дома, две фигурки детей, убитых горем и полных страдания. На ступеньках сидит мальчик-подросток, а рядом к нему прижалась девочка, словно желая спрятаться подальше от кровавых стонов войны. И смотрят они на кусочек хлеба, который паренёк держит в руке, будто в нём теплится последняя надежда и вера в победу.

Композиция «Детям войны» открыта в Витебске в июне 2011 года в рамках празднования Дня города.

Трудные голодные военные годы были тогда. Многие дети остались без родителей, их отцы погибли на войне, другие оказались в плену. Детям приходилось очень тяжело, они должны были трудиться, как взрослые, помогали, как могли. Каждый четвёртый сгинул в той войне!

Как ты думаешь, что можно сказать о детях, которые жили во время войны? Какими они были?

Белорусский поэт Владимир Ермакович посвятил этому памятнику такие строки:

«Где мальчик голодный, одетый в обноски,

Свой хлеба кусочек сестре отдаёт

Пусть памятник этот скорбящий, неброский,

Для помнящих всех обелиском встаёт».

Познакомьте ребёнка с произведением В.Ермаковича «Детям Войны».

Сегодня дети войны уже стали бабушками и дедушками, многих из них нет в живых, а те, кто живы, хранят в своей памяти события военных лет. И им будет приятно, если и мы будем помнить о том, что пережил наш народ в годы войны.

Давай положим к памятнику цветы.

Пройдём дальше, где находится музей белорусскому партизану Минаю Шмырёву.

Батька Минай – так называли Минная Филипповича Шмырёва, организатор партизанского движения в витебской области.

 

 

Прилегающую  к музею территорию занимает мемориальный парк, где расположен бюст Миная Шмырёва.

 

Дубовая аллея с  мостиком и Деревом Дружбы.

 

 

Также в парке расположены землянки, окопы приближенные к временам войны. Землянка – углублённое в землю жилище из брёвен, засыпанных землёй. Они использовались для жилья военных, хранения оружия, инвентаря и др. Окопы – углубление в земле, предназначенное для улучшения условий стрельбы и защиты военных и техники от огня, для стрельбы из оружия, пулемётов.  

 

Всё это будет интересно вашему ребёнку и познавательно.

Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания?

Как нужно себя вести в это время? (минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания.

После обзорной прогулки  можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, отдохнуть.

Можно поиграть в  игры, разучить стихотворение.

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

А чтобы вам и вашему ребенку в ходе прогулки было интереснее, предлагаем  дополнительный материал с играми, стихами, загадками, упражнениями.

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома

Игра на координацию движений «Солдат»

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый

Стихотворение, которое можно почитать ребёнку или заучить с ним дома

Пусть дети не знают войны

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и  холод, и ужас-

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны

 Пусть яркое солнышко светит

 Мы дружной семьёй быть должны! (М.Владимов).

Предложите ребёнку после прогулки посмотреть видео-рассказ о Великой Отечественной Войне.

Придя домой, попросите ребёнка рассказать, что ему больше всего запомнилось, предложите это нарисовать

Примерные задания после завершения прогулки:

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место. Предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось.