О наказаниях и поощрениях

О наказаниях и поощрениях

детей дошкольного возраста

 

Воспитание  ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Это вопросы, которые волнуют и родителей и педагогов.

 

К сожалению, чаще взрослые используют наказание, как способ воздействия на детей. Не всегда взрослые задумываются над тем, насколько глубокими могут оказаться последствие использования того или иного метода для воспитания ребёнка. Ещё реже родители, сталкиваясь с какой-либо проблемой в процессе воспитания, продумывают, насколько обоснованным и правильным будет использование поощрения и наказания для решения возникшей спорной проблемы, а также для того, чтобы ребёнок выполнил требования взрослых.


Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. А есть и такие, кто убеждён, что истинное воспитание – это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

 

И всё-таки использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходиться почти всем родителям, в любых семьях. Поэтому смело можно сказать, насколько важна и актуальна эта тема, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Также важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное воспитание детей.


Психологический смысл  наказания  состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал.

И наказание, поскольку после него предполагается прощение повинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает, ведь от этого зависит эффективность воспитательного процесса.

 

         Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо как сейчас. Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания педагогов и родителей, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок.

 

Понять поведение ребенка можно лишь, раскрыв ле­жащие в его основе побуждения - реальные движущие силы. И, разумеется, воспитывать детей, изменять сколько-нибудь их поведение в желаемом направлении невозможно без пе­рестройки побуждений.

 

При использовании в воспитании лишь ис­кусственных стимулов, оставленные без вни­мания внутренние побуждения детей развива­ются стихийно, уже без ведома родителей, а подчас и вопреки их желаниям. Со временем родители неизбежно начинают жаловаться на отсутствие взаимопонимания, контакта с де­тьми. И такой исход вполне закономерен.

Что стоит за активностью ребенка - теми или иными его действиями, высказываниями, а иногда и капризами? Далеко не всегда нам, взрослым, удается увидеть за нежеланием ре­бенка подчиняться нашим указаниям проявле­ние инициативы и самостоятельности.

 

Так, действие ребенка, который самостоятельно находит себе то одно, то другое занятие, воспринимаются ро­дителями сначала как помеха, затем как кап­ризы и, наконец, как баловство и прямой вы­зов их родительскому авторитету.

 

Первое, на что обращают внимание родите­ли, - неподчинение их требованиям. При этом истинный источник такого поведения нередко ускользает из поля зрения взрослых: за поступ­ками они не всегда видят лежащие в их основе побуждения. По-видимому, одна из основных причин непонимания - разнообразие мотивов, лежащих в основе внешне сходных поступков.

 

Нарушения взаимопонимания между ре­бенком и взрослым возникают также в перио­ды кризов психического развития, то есть в пери­оды ускоренного психического развития ре­бенка, когда за сравнительно небольшие про­межутки времени происходят многочисленные изменения личности, возникают различные психические новообразования. Ускорение темпов развития сужает сферу взаимодейст­вия, поскольку взрослый часто оказывается не в состоянии уследить за быстрыми изменения­ми в психике ребенка и перестроить уже сло­жившиеся отношения.

 

Советы для тех родителей, которые считают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем:

  • поощрение должно быть справедливым;
  • поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребенка, в противном случае награда обесценивается;
  • поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка;
    нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать;
  • ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.

Советы для тех родителей, которые считают, что следует только наказывать:

  • наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи (и взрослыми, и детьми), в противном случае наказанный становиться "героем дня", жертвой, и наказание не достигает цели;
  • не следует ни упрекать наказанием, ни напоминать о нем в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите;
  • не всякий детский поступок требует наказания. если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием или репликой;
  • наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.


Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:

  • терпением, эта самая большая добродетель, какая только может быть у родителей;
  • объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно, но быть при этом предельно кратким;
  • отвлечением, можно предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем- то, что ему сейчас хочется;
  • неторопливостью, не спешите наказывать ребёнка - подождите, пока поступок повториться;
  • научите ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю, самоанализу, самокритике;
  • измените в самом себе выражение лица - нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду или гнев;
  • используйте жёсткие отрицательные обещания и следуйте обещанному до конца, к примеру "Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша";
  • лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место, при этом напоминая ребёнку: "Скучает сегодня наша кукла";
  • проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме "Что я сегодня сделал не так";
    хвалите других детей, но к месту;
  • организуйте дома "уголок необдуманных поступков", где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть без дела.


Итак, овладение искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. Нужно сказать, что эти методы не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только методы поощрения и наказания невозможно.

 

Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания. Ведь воспитывает всё вокруг: рассказ, беседа, спорт, личный пример, упражнения, поручения, требования, соревнования, да и сам ребёнок себя может изменить. Самонаблюдения, самооценка, самоконтроль иногда воспитывают лучше, чем взрослые.